Запись беседы инспектора СДРК Басис с паломником, посетившим Мекку в 1955 году, Мужекановым Кулумбаем

Transcription

<<l.79>>

Запись беседы инспектора Совета Басис П.С., с паломником в Мекку Муженкановым Кулумбаем 75 лет, казах, имам в зерносовхозе Маганитни – г. Магнитогорск (как служитель культа не зарегистрирован)

Беседа проходила 23.VIII-1955 г.

22 июля мы вылетели из Москвы в 12 часов и прибыли в Симферополь в 16 ч. 30 м., где нас встречали несколько человек представителей местных органов власти и Уполномоченный Совета т. Рудаков.

На автобусе нас отвезли в гостиницу. Обедали мы в ресторане и ночевали в хороших номерах.

Утром 23-го мы приехали на аэродром, позавтракали в буфете и в 8 ч. утра вылетели и в 10 часов прибыли в Анкару, где самолет заправился горючем, а мы пили в буфете чай. У нас проверили паспорта.

К паломникам подходили разные лица, интересовались откуда мы и, узнав, что мы из СССР, выражали удивление в том, что оттуда тоже едут паломники и были рады этому. Больших бесед с подходившими не было, т.к. мы не понимали языка друг друга и имели мало времени.

В 11 часов 25 минут мы вылетели из Анкары в Бейрут, куда прибыли в 13 ч. 10 м., где после проверки наших паспортов мы пошли в буфет, пообедали. Там также подходили к нам граждане, интересовались откуда мы, имеются ли в СССР мечети, на что мы, конечно, отвечали положительно.

Из Бейрута самолет с паломниками вылетел в 15 ч. 20 м. и в 17 ч. 20 м. сделал посадку в Каире (Египет).

<<l.80>>

-2.

В Каире нас встретили представители Советского посольства и ряд лиц египтян.

На автобусе нас отвезли в гостиницу "Националь", разместили по два-три человека в хороших номерах. Внизу был ресторан, где мы завтракали, обедали и ужинали.

В день приезда в Каир, т.е. 23 июля, нас никуда не приглашали и мы отдыхали.

24 числа, руководители групп, т.е. Аликариев, Аббасов, Рахимов и Абдуллаев, были приглашены в посольство, где они побеседовали, обменяли некоторое количество денег и после возвращения из посольства они разъяснили нам как себя вести в паломничестве, как разговаривать с людьми, т.е. не уклоняться от разговоров, если к нам будут обращаться с вопросами, не говорить "не знаю", а дать по мере возможности тот или иной, конечно, правильный и хороший для нашей Родины, ответ.

Также нам было сказано, чтобы мы не позволяли нас разъединить, чтобы мы держались все вместе.

25 июля мы ходили в магазин Каира, купили себе ихрам, башмаки и зонтики.

Вылетели мы из Каира 260го в 6 ч. 10 м. и прибыли в 8-00 в Луксор. Там мы совершили очистительное омовение паломников, одели ихрам и в 9 ч. вылетели в Джедду.

В Джедде мы поместились в одном из временном строительстве, а руководители групп пошли к Абдулле Мусе (представитель мусульманских организаций) поговорить и узнать порядок прохождения паломничества в этом году и по возвращении пояснили там, что вечером автобусы нас отвезут в Мекку, где нас встретят, разместят и на месте все расскажут.

<<l.81>>

-3.

Вечером 26-го мы выехали из Джедды и в 23-00 прибыли в Мекку. Нас встретил проводник Ибрагим Кушак.

Наши руководители групп предупредили в Джедде упомянутого Абдуллу Муссу и в Мекке Ибрагима Кушак, чтобы нас не разделяли, а поместили всех в одном месте и хотя Ибрагим Кушак и пытался расселить нас в разных квартирах, он по нашему настоянию все-таки поместил нас в одном доме у своего младшего брата Зайни Кушак в двух смежных комнатах с открытой между ними дверью.

Одновременно руководители наших групп договорились с Ибрагимом Кушак и Зайни Кушак о том, что на все время паломничества они обеспечат нас питанием и проводниками во все места, куда бы мы ни ходили и ни ехали, вплоть до посадки на самолет, в обратный путь.

В дальнейшем нашими проводниками были Зайни и Ибрагим Кушак.

В ночь с 26 на 27 началось и само паломничество.

Дом, в котором мы разместились, находился недалеко от храма Кааба и в эту ночь мы посетили Каабу, где молились часа два и семь раз обошли вокруг храма. В эту ночь обошли семь раз и две небольших горы – Сафа и Марва – находящихся на расстоянии полукилометра от Каабы. Пили воду "зям-зям".

Следующий день, т.е. 27 числа, также был посвящен хождению вокруг храма Каабы и гор Сафа и Марва, а 28-го июля, после хождения опять-таки вокруг Каабы и Сафа и Марва, вечером после заката солнца мы на автобусе направились к горе Гарафат – 55 клм. от Мекки. У горы мы ночевали в палатках, которые устроили для нас проводники – Зайни и Ибрагим Кушак.

<<l.82>>

-4.

С ними были еще три человека, которые готовили для нас пищу.

29 июля утром в 10 часов мы в числе других сотен тысяч паломников, общее число которых говорят было свыше семисот тысяч человек, поднялись на гору Гарафа, где в нестерпимую жару провели около получаса, после чего вернулись в свои палатки. После обеда в 18 часов мы вторично поднялись на гору, опять помолились и в тот же день, 29 вечером, на автобусе поехали обратно, но до Мекки не доехали, а остановились и ночевали в местности Муздалифа, где похоронен один из пророков ислама, и в честь которого построена мечеть "Машегарим-храм". Утром 30-го мы посетили эту мечеть, помолились минут 10-15 и тут же поехали к горе Мина.

У горы Мина 30 июля мы и встречали религиозный праздник Курбан-байрам, где каждый из наших паломников купил (стоимость 50-60 реалов) по одной овце (барану, козе) и тут же местные жители, которых присутствуют десятки тысяч, зарезали этих баранов и растащили их мясо.

В этот же день в селе Мина мы совершали религиозное бросание камней – 49 камешков, которыми бросают в большой стоящий посреди этого села камень.

31 июля мы вернулись в Мекку и в тот же день сняли в своей квартире ихрам, одели свою одежду и брили, как это предусмотрено по религиозному закону, головы.

С 1-го по 3 августа паломники отдыхали в Мекке, ходили по магазинам, покупали подарки своим домашним, как например, хурму, ожерелья деревяные ("Тасних"), коврики, плюшевые, платки детям и т.д. а также воду "зям-зям" из святого колодца около Каабы.

<<l.83>>

-5.

В течение этих трех дней к нам приходили каждый день по два-три человека узбеков, которые разговаривали с нашими узбеками-паломниками. К сожалению я по-узбекски не понимаю, я – казах, но знаю из разговоров, что приходившие интересовались жизнью мусульман в СССР и наши паломники очень хорошо отзывались о своей жизни, о свободе мусульманской и других религий в СССР, о количестве мечетей и т.д. К сожалению фамилий приходивших я назвать не могу, знаю только, что все они когда-то проживали в Средней Азии, а теперь живут в Мекке.

4 августа, утром в 6 часов, паломники выехали автобусом в Джедду, а из Джедды после заката солнца выехали в Медину.

5 числа в 13 часов мы прибыли в Медину, где пробыли до 7 числа включительно.

В течение этих трех дней все мы посещали мечеть пророка Магомета, построенную над его могилой.

Должен сказать, что со 2 по 10 августа я сильно болел и все происходившее вокруг меня не очень меня интересовало.

8-го числа, после обеда, мы поехали из Медины в Джедду, куда прибыли 9-го в 16 часов. До 10-го мы ждали самолета из Москвы, 11 августа в 10 часов мы вылетели в обратный путь.

11-го в 13 часов мы остановились в Турсино, где нас продержали в карантине до 13 августа.

Помещения, где нас поместили были хорошие, нас хорошо питали за наш счет и врачи все нас осмотрели на предмет состояния здоровья – нет ли каких заразных болезней.

14 августа в 8 часов мы вылетели из Турсино и через час двадцать минут приземлились в Каире.

<<l.84>>

-6.

В Каире представители Советского посольства нас опять поместили в ту же гостиницу и 14-го мы отдыхали.

15 августа все паломники были на приеме в посольстве, где нас очень хорошо приняли, угощали обедом, поздравляли со званием хаджиев, расспрашивали как прошел хадж.

Вечером представители посольства повезли нас смотреть на Египетские пирамиды.

16 августа заместитель муфтия в Аль-Азхаре (высший мусульманский университет) Хусаин пригласил нас в гости. Мы все пошли туда и молились там в мечети, а в это время наши руководители групп беседовали с Хусаином в его кабинете.

Хусаин расспрашивал их о том, как прошел хадж, не было ли каких-либо притеснений в пути и в Мекке и т.д.

Всем паломникам Хусаин подарил по 1 экз. Корана. О наших подарках Хусаину и подробности содержания беседы с Хусаином знают Аликариев и другие руководители групп.

17 августа министр по делам вакуфов Египта (фамилии не знаю) пригласил к себе паломников. Пошли примерно человек 15, а остальные в том числе и я были нездоровы и остались в гостинице. Я поэтому ничего про этот прием рассказать не могу.

На следующий день наше посольство на машине повезло нас по городу и мы осмотрели ряд мечетей и Египетский музей.

19 августа посольство наше также предоставило нам машину и мы осматривали еще один музей, медрессе и мечеть "Зайнеба", где мы произвели пятничный намаз.

20 августа в 17 часов мы были в мечети Аль-Азхара по поводу Туя-мусульманского нового года.

<<l.85>>

-7.

В 19 часов, 20 августа, по согласованию с посольством, наши паломники устроили большой прием в клубе Советского посольства в Каире.

Паломники оплатили, а посольство взяло на себя все устройство этого приема.

Были приглашены представители египетских правительственных учреждений, служители мусульманского культа (мечетей), представители Аль-Азхара – всего присутствовало около 150 чел.

Прием прошел очень хорошо, беседовали друг с другом, все желали нам счастливо доехать и т.д.

21 августа в 8 ч. утра мы вылетели из Каира в обратный путь и прибыли через два часа в Бейрут. Там мы пообедали и в 14 часов уже были в Анкаре, попили чай и в тот же день прибыли в 17 часов в Симферополь.

Нас, как и по пути в Мекку, в Симферополе хорошо встретили, поместили в гостиницу.

22 августа в 8 часов мы вылетели из Симферополя, остановились в 10 часов в Харькове, а в 13 часов прибыли в Москву.

Хочу отметить, что среди паломников в дороге, и во время паломничества в Мекке люди между собой были в хороших отношениях и между ними не было совершенно никаких недоразумений или споров.

Всем нам хорошо помогал в пути в Саудовской Аравии сопровождавший нас врач тов. Далимов.

Когда мы в пути узнали о поездке руководства нашей партии и Правительства в Женеву и о женевских решениях это было нашей большой радостью.

Мы также с удовлетворением узнали в Каире о том, что муфтий, председатель Духовного управления мусульман

<<l.86>>

-8.

Средней Азии и Казахстана Ишан Бабахан награжден нашим правительством орденом трудового Красного Знамени за долголетнюю и плодотворную деятельность на пользу мира.

Все паломники в разговорах между собой отмечали этот акт как радостное событие для мусульман.

Хорошее отношение к себе мы чувствовали и со стороны членов экипажа самолета – 5 мужчин и одна женщина, которые все время осведомлялись о нашем самочувствии, поддерживали в нас бодрость.

Прожив 75 лет, я всю жизнь мечтал побывать в Мекке, но разве мог простой человек раньше поехать в Мекку. Ведь ехать раньше в Мекку надо было на верблюдах, много сотен километров ходить пешком и длилось путешествие 5-6 месяцев. А сколько погибало раньше людей. Это было сплошное мучение. А сейчас я как стрелой пронесся на самолете туда и обратно. Жил в самых лучших гостиницах, кушал самые лучшие блюда. Все это оказалось возможным для нас простых трудящихся только благодаря заботам о нас нашего родного Советского Правительства – большое ему спасибо за все, что оно для нас трудящихся делает.

Записал со слов Мужеканова инспектор Совета [Подпись] (Басис)