Сообщение имама Московской мечети Мустафина о паломничестве в Мекку и Медину

<<l.150>>

Сообщение

имама Московской соборной мечети Ахметжана Мустафина

Утром 2 июля 1957 года наша группа мусульман-паломников вылетела с Внуковского аэродрома из Москвы. В Белграде мы познакомились с суданцем, который с нами ехал в одном самолете до Афин. Он представителя нам Чрезвычайным Послом Судана в Греции. Он интересовался откуда и куда мы едем. Мы рассказали, что являемся мусульманами Советского Союза и направляемся в Мекку, чтобы совершить хадж. В Каир мы прибыли поздно вечером, около 22 часов. На аэродроме нас встретил вице-консул СССР Сарманов, советник посольства т. Анастасьев и другие. После оформления документов в аэродроме нас отправили в гостиницу "Националь". Утром к нам пришел тов. Сарманов. Несколько человек из нас: Халыкназаров, Мустафин, Шахмаметов, Мухитдинов поехали в Советское Посольство. В начале нас принял консул, затем в комнату зашел поверенный в делах т. Герасимов. Они в продолжение, примерно, часа беседовал с нами, спрашивали, как мы доехали, т. Герасимов сделал нам замечание, что мы приехали с опозданием. Он обещал свое содействие во всем, в чем у нас будет нужда. Тов. Герасимов поручил консулу обеспечить нашу поездку в дальнейший путь. Тов. Герасимов рассказал нам, как нам следует вести себя за границей и ориентировал в обстановке. Мы условились, что официальные визиты будет в Каире совершать на обратном пути. К нашему приезду в Каир авизо н Каирский банк еще получено не было, поэтому нам пришлось наш чек оставить в Посольстве, а на дорогу и пребывание в Мекке и Медине взять под расписку деньги в кассе Посольства в сумме 2 тысяч египетских фунтов.

Кроме того, Посольство нам выдало деньги на покупку 20 билетов на самолет до Джидды и обратно – 1340 египетских фунтов. Две тысячи фунтов были розданы поровну всем паломникам. В Каире мы жили два дня, купили ихрам, одели ихрам в гостинице и в автобусе прибыли на аэродром и на самолете Египетской кампании 5 июля утром вылетели в Джидду. В самолете с нами ехали египетские паломники также одетые в ихрам. С одним из них я разговаривал, он спрашивал, как живут в СССР мусульмане, как они отправляют свои религиозные потребности. Я ему рассказал, что в Сов. Союзе мусульмане живут хорошо, пользуются

<<l.151>>

всеми правилами, в религиозных делах стеснений не имеют, мусульмане выполняют все обряды, предусмотренные Кораном и хадисами. Наш спутник показал нам ряд книг, которые он вез с собой. Одна из книг, которую я смотрел, была комментарием Корана, известного арабского ученого муфтия Мухаммеду Абду, умершего полвека тому назад. Наш спутник выразил надежду, что мы встретимся в Мекке, но там мы его не видели. Через 3 часа после вылета из Каира мы были в Джидде.

В Джидде в аэропорту мы задержались около часа, проверяли багаж, документы. Затем на автобусе уехали в город. В городе мы остались на улице, т.к. помещение к которому нас привезли было переполнено паломниками и находилось в антисанитарном состоянии. Здесь еще раз проверили наши документы и часов в 5-6 вечера на автобусе выехали в Мекку. В Джидде нас встречал и оформлял документы Абдулла Муса – эмигрант из Бухары. Ему были вручены подарки от паломников, которые привезла группа паломников из Узбекистана. В автобусе ехало человек 40 паломников из разных стран (арабы, турки и др.), но разговоры носили общий характер и ничего интересного не представляли. От Джидды до Мекки мы ехали очень долго и прибыли в Мекку только часа в 2 ночи. По дороге у нас документы проверяли несколько раз. В Мекке нас пытались разделить по разным квартирам, но мы запротестовали и поместились все вместе в одной квартире у Саида Зайни Кушак, по-видимому, там же, где наши паломники жили в прошлом году. Мы разместились в двух больших комнатах. После небольшого отдыха отправились к Каабе совершить таваф-кдум (семикратный обход храма Кааба) и семь раз пройти между Сафой и Марвой (две небольшие горы, расстояние между которыми составляет 470 метров). Совершив обряд мы вернулись домой под утро, когда муэдзин начал уже призыв к утренней молитве. Вернувшись в Каабу, мы из-за многочисленности паломников, не смогли попасть во внутренний двор, некоторые из нас наиболее уставшие вернулись домой, остальные остались у Каабы молиться. Часам к 5-30 – 6 утра вернулись из Каабы, оставшиеся там. 6-го июля остаток дня мы отдыхали на квартире. Днем началось посещение нас эмигрантами. В течение дня у нас пребывало не менее 15-20 человек узбеков-эмигрантов, как постоянно живущих в Мекке, так и приезжих. Все они больше разговаривали с узбекской группой, фамилии их я

<<l.152>>

не знаю. Приходил один татарин из Медины Махмуд, но тоже скоро ушел. У меня создалось впечатление, что среди узбеков-эмигрантов имеются люди, настроенные против СССР, они имеют свою организацию и печатный орган. К концу дня 6/VII мы выехали к горе Арафат. Все разместились в одной большой палатке, там мы и ночевали. По сообщению радио из Мекки (как говорили многие) на Арафат выехало до миллиона паломников.

В ночь на 7 июля меня разбудили, сказав, что ко мне пришел один татарин, который хочет со мной поговорить. На улице у палатки меня ждали двое – один из них татарин, назвавшийся по имени Раис, якобы быв. преподаватель техникума, фамилию и город, где он жил назвать отказался. Он, якобы, в войну попал в плен к немцам и теперь живет в Нью-Йорке, а второй казах, тоже интеллигент. Оба пытались вести с нами разговоры в антисоветском духе. Присутствующий при беседе паломник Мухитдинов из Узбекистана в весьма грубой форме дал должный отпор татарину, а затем и казаху. Во время нашего нахождения на Арафате к нам втерся еще один пожилой эмигрант-татарин, назвавшийся Абдулла Хамидов. По его словам, до войны жил в Москве, который держал себя скромно, в разговоры не вмешивался. Он с нами вернулся в Мекку, остановился у того же хозяина, где жили и мы. Но этот человек, по-видимому, был специально представлен для наблюдения за нами.

7 июля мы находились в Арафа, совершали религиозные обряды. После обеда 7 июля в нашу палатку вошли представители Саудовских властей, в вежливой форме интересовались, откуда мы прибыли, как наше самочувствие, какие мы выражаем пожелания на будущий хадж. Мы ответили, что всем довольны и что все идет своим порядком. От имени наших паломников выступил тут же по микрофону наш руководитель Халыкназаров. Он сказал, что мы, мусульмане, прибыли из Советского Союза совершить хадж, в Саудовской Аравии нас встретили хорошо и мы выражаем благодарность за хороший прием.

Затем выступил перед микрофоном я, Мустафин, также поблагодарил Саудовские власти за хороший прием, передал салам всем прибывшим паломникам и пожелал развитию связей и дружбы между мусульманами всех стран.

Пришедшие поблагодарили нас за выступление и обещали запись на пленке сегодня же передать по радио на Арафат. Сдержали они свое слово или нет, нам неизвестно, т.к. у нас в палатке радио

<<l.153>>

не было и никто нам об этом не сообщал.

Вечером на автобусе мы прибыли в местность Муздалифа и ночь провели там, а рано утром 8 июля прибыли к горе Мино. В Мино мы провели весь день. Встретили праздник Курбан-Байрам. Совершили жертвоприношение баранами и одной коровой. Баран стоил 60-70 риалов, а корова вышла по 45 риалов на человека. (На 1 египетский фунт давали по 10 риалов Саудовской Аравии). Ночевали в Мино. В Мино к нашей палатке приходило мало узбеков-эмигрантов, хотя их палатки находились недалеко от нашей. Татарин и казах, получившие от нас отпор, к нам не приходили, а при встрече только здоровались.

9 июля после совершения молитвы и завтрака, совершили обряд бросания камней, в тот же день мы вернулись к обеду в Мекку. Совершили обряд семикратного хождения вокруг Каабы, между Сафой и Марвой, пили воду из колодца зям-зям, в положенных местах молились и к вечеру вернулись на квартиру. Вечером снова вернулись в Мино (км 20 от Мекки) для вторичного бросания камней. Там ночевали, утром опять бросали камни и находились в Мино целый день. 11 июля утром бросали последний раз камни (обряд, связанный с отпугиванием Иблиса – дьявола), посетили находящуюся там мечеть и в полдень уже совсем вернулись в Мекку. Визит к имаму Каабы не состоялся, якобы его Халыкназаров и Мухитдинов не нашли. Они передали ему подарки через других лиц. Выехать из Мекки оказалось делом затруднительным. Жить лишние дни в Мекке нас не устраивало, жара до 55-60° (антисанитария, довольно скудное питание). Нам объявили, что нас эвакуируют 24 июля, но мы запротестовали. 13 июля я с хозяином сходили в местный в местный эвакоотдел. Там ознакомились с нашими документами и билетами на обратный проезд и с помощью Абдуллы Мусы, к которому мы в Джидду направили посланца, нам поставили штамп, разрешающий выехать 15 июля. Вечером 15 июля мы на автобусе через Джидду выехали в Медину. 16 июля к вечеру мы были в Медине. В Медине мы остановились у казанского татарина Ахмедбабаева. Он был известен еще при выезде из Москвы. У него хороший дом. Обслуживал нас его сын Махмуд. Здесь мы чувствовали себя лучше, чем в Мекке. Воздух и питание, а также и квартира были лучше, чем в Мекке. Утром 17 июля нас навестил

<<l.154>>

мутаалиф Ассаид Хамзя. Он показал нам мечеть и могилу пророка и другие святыни и достопримечательности Медины. Из Медины мы выехали 23 июля, т.е. прожили там 6 дней. Во время нашего проживания в Медине нас навещали эмигранты-узбеки, приходили и татары. Приходили повидаться со своими земляками. Никто из них на политические темы не разговаривал. Некоторые из них интересовались нельзя ли посетить Россию. Мы отвечали, что при желании можно. Все они были к нам настроены благожелательно. В Медине ко мне подошел один татарин из дер. Утяк, Башкирской АССР, Стерлитамакского района Ахмет Шафиулин, он расспрашивал о бывших религиозных деятелях в Башкирии, он знает муфтия Ш. Хиялетдинова, казыя Тугузбаева. Он учился в том же медресе в Казани, где учился и я, когда он узнал об этом, он расспрашивал меня о преподавателях. Он живет в Турции в Стамбуле, служит преподавателем в медресе, мечтает вернуться в Советский Союз, свое состояние после смерти намерен завещать родственникам, живущим в Советском Союзе. Он расспрашивал, отдадут ли Сов. власти его состояние родственникам и можно ли по советским законам оставлять завещание. Я ему сказал, что Советский закон гарантирует неприкосновенность имущества, оставленного по завещанию и его родственники безусловно имущество получат и никакой опасности его родственникам от этого не будет. Я ему сказал, что он и сам может вернуться на Родину. Старик обрадовался моему разъяснению и сказал, что он оформит завещание и, возможно, что и сам вернется. Он рассказал, что большое впечатление произвело в Медине получение им письма от родственников из Башкирии в ответ на его письмо. В Медине после этого было много разговоров о том, что оказывается в Сов. Союзе действительно нет притеснений, что даже можно посылать туда письма и получать ответ.

Об узбеках, посещающих нас в Медине, знает группа паломников из Узбекистана, т.к. они с ними беседовали.

В Медине мы посетили одного шейха, преподнесли ему подарки. Но беседа с ним происходила несколько минут.

Халыкназаров и Мухитдинов были на квартире у главного имама Мединской мечети. Беседовали, вручили подарки.

21 июля мы выехали из Медины в Джидду. В Джидде мы останавливались снова на улице. Несколько человек из нас ходили в канцелярию Абдуллы Мусы (из Бухары). Нам там сказали, что он болен,

<<l.155>>

но его сотрудники нам помогли, мы вместе с паломниками Мухитдиновым пошли в аэропорт, там нам помогли оформить все документы и сказали, чтобы мы пришли на следующий день. Кажется 22 июля утром мы вылетели в Турсино, через 2 часа мы были в 11 часов утра в тот же день, там мы находились в карантине до 25 июля и в тот же день во второй половине дня мы были в Каире.

Там остановились в гостинице "Националь". В тот же день посетили посольство Халыкназаров Ш., я, Мустафин, Мухитдинов, Шаяхметов. В посольстве с т. Герасимовым и другими сотрудниками обсудили план нашего пребывания в Каире. 26 июля в пятницу – посетили Каирскую мечеть Джами Азхар, совершили пятничную молитву. Верующие нас приняли восторженно, узнав, что мы паломники из Сов. Союза уступили почетные места. Мы познакомились с имамом. После молитвы пожать нам руки образовалась большая очередь. Каждый из арабов хотел засвидетельствовать свою дружбу с русскими. В тот же день мы осмотрели пирамиды.

27 июля поехали в Порт-Саид. Там мы познакомились и беседовали с двумя видными мусульманскими богословами. Мы с ними в Сов. Консульстве беседовали не менее часа, снимались. Беседа шла на религиозные темы, паломник Ахмедов читал Коран. Мы познакомили их с жизнью мусульман в СССР. Они интересовались, читают ли мусульмане в СССР Коран, какие отправляют религиозные обряды и т.п. Из разговоров можно было установить, что эти богословы не против побывать в Сов. Союзе в качестве гостей. Они просили передать мусульманам СССР привет и что они довольны жизнью мусульман в СССР. Мы рассказали, что мусульмане СССР горячо уважают египетский народ и во время нападения на Египет англо-франко-израильских агрессоров вместе с ними переживали их несчастье. Богослов Мухаммед Абид Абдурахман Али Абдулла Аммара благодарил народы СССР за помощь и говорил, что египетский народ никогда не забудет оказанную Сов. Союзом помощь в прекращении агрессии на Египет.

28 июля паломники были приглашены по случаю нового года в мечеть Джамие-Азхар. В 17 часов вечера мы прибыли туда, были встречены очень приветливо. Нам предоставили почетные места. Там были два выступления – один имам мечети, а второй тоже духовное лицо, откуда, не знаю. Собрание было открыто, а затем закрыто чтением Корана. Речи были посвящены новому году и борьбе

<<l.156>>

египетского народа за освобождение от колониализма. Призывали народ к единству. После часового митинга мы были приглашены в другое помещение. Здесь нас принял главный шейх Аль-Азхара – Абдурахман Таж. Прием нашей группы происходил вместе с группой паломников-индонезийцев, чел. 10. При приеме присутствовал чел. 8 ближайших сотрудников Абдурахмана Тажа.

Один из индонезийцев рассказывал нам, что он только что вернулся из Москвы. Был там принят тов. Ворошиловым, принявшим его не как государственного деятеля, а как любимого сына, в свои объятия. Закончив прием индонезийцев Абдурахман Таж принял нас. Он расспрашивал о нашей жизни, здоровье, о совершении хаджа и т.п. Серьезных вопросов он не поднимал. Он заявил, что к Сов. народу он питает любовь и просил передать Сов. народу и мусульманам СССР привет. После разговора мы вручили ему подарки. Он каждому из нас позже преподнес по Корану и по 4 экз. сборника его произведений на религиозные темы.

29 июля мы были на приеме у Генерального секретаря мусульманского Конгресса Анвара Садата. У него были: Халыкназаров, Мустафин, Шахмаметов, Турсунов, Мухитдинов. Садат расспрашивал о жизни мусульман в СССР, о нашей поездке в Мекку и Медину, о впечатлениях о Каире и т.п. Прием длился минут 40. Из разговора с нами было видно, что он намерен посетить Советский Союз.

30 июля мы были приняты Министром по делам вакуфов Хасаном Бакури. На прием ходили Халыкназаров, Мустафин, Шахмаметов, Омаров, Мухитдинов и др. Прием длился минут 30 и носил официальный характер.

Он нам сразу сказал: "Нам многие говорят, что в Советском Союзе нет свободы религии; что Вы можете сказать по этому вопросу?".

Мы ответили, что мы живем в Советском Союзе, свободно отправляем все обряды и Советская власть в дела религии не вмешивается.

Хасан Бакури также в беседе отметил, что он охотно бы посмотрел жизнь СССР своими глазами. Мы сказали, что мы будем очень рады его встретить, если он приедет.

В тот же день мы посетили муфтия Египта Хасана Мамуда (Халыкназаров, Мустафин, Омаров, Ахмедов, Мухитдинов, Алманов).

<<l.157>>

Он принял нас в своей квартире. Беседа длилась час. Угощал нас кофе, конфетами, водой. Он также интересовался жизнью мусульман в Сов. Союзе. Прием у муфтия носил очень дружественный характер. Произвел на нас впечатление человека очень хорошо расположенного к Сов. Союзу.

31 июля с утра заехал за нами генерал от Анвара Садата. Он сопровождал нас при осмотре мечети Сафири и самой древней мечети Амр-ибн-Асс. В 17 часов в помещении гостиницы "Националь" была проведена Халыкназаровым пресс-конференция. На ней присутствовали все наши паломники. Приглашены были и явились человек 12 журналистов и корреспондентов газет, среди корреспондентов были представители прессы США. Пресс-конференция длилась около часа. Сообщение в течение 15-20 минут сделал Халыкназаров о положении мусульманской религии в СССР и о поездке в хадж паломников из СССР в текущем году. Корреспонденты задавали ряд вопросов: говорите ли Вы по-арабски, свободны ли в совершении религиозных обрядов, как совершили хадж, понравился ли Вам Каир, какая позиция была мусульман СССР во время нападения на Египет империалистов, как Вы читаете Коран и разъясняете его верующим, могут ли мусульмане в СССР иметь 4-х жен и т.д.

С корреспондентами американской прессы отдельно беседовал Халыкназаров.

После пресс-конференции в помещении ВОКС'а был устроен прием с большим угощением. На приеме присутствовало человек 75, главным образом, религиозные деятели Каира, представители Аль-Азхара, муфтий Египта, поверенный в делах и сотрудники Посольства СССР, корреспонденты газет и журналов. С речами выступили Халыкназаров и один из имамов мечеть "Аль-Азхар".

1 августа часть паломников были на приеме у редактора журнала "Аш-Шарк". Этот журнал дружески настроен к Советскому Союзу и визит был нанесен по совету посольства СССР. Об этом приеме хорошо знает наш врач.

2 августа часть паломников были в мечети в Аль-Азхаре. Верующие нас приняли там также хорошо. По окончании богослужения мы были приглашены в отдельную комнату. Там находились несколько человек религиозных деятелей, в том числе Абдурахман Таж. Мы пробыли в их среде минут 10 и тепло распрощавшись уехали к себе домой.

<<l.158>>

Паломник из Дагестана Омаров спрашивал у Абдурахмана Тажа, направлен ли им ответ на запрос к главному шейху муфтия Курбанова по религиозному вопросу, Абдурахман Таж ответил, что он пошлет ответ по почте.

3 августа мы вылетели на Родину.

26 июля при приезде в Каир и 1 августа при отъезде четверо из нас: Халыкназаров, Мустафин, Мухитдинов и Шахмаметов посетили канцелярию президента Насера и засвидетельствовали свое к нему уважение, оставив подписи в специальной для этого книге.

30 июля паломники побывали в мечети Хусаина, в сопровождении начальника протокольного отдела Анвара Садата, генерала Абдулхалика Камаля. Там мы осмотрели реликвии пророка: трость, рубашка, волосы, сурьма для окраски волос, Коран Али. Затем осмотрели мечети, древние и богатые по архитектуре, Мухаммед Али, мечеть Рафагия.